Рассказ жительницы д. Городцы Волотовского района Д.М. Заниной о расстреле ее матери в с. Волот
15 ноября 1946 г.
28 июля немецкие войска оккупировали нашу деревню Городцы. Дикие, ужасные, полные к нам ненависти и злобы они начали отбирать <все> у крестьян имущество и скот: коров, овец, кур, гусей и т. д.
Наша мать, несмотря на то, что была многосемейная, имела 7 малолетних детей <дл>, чтобы помочь Красной Армии быстрее прогнать немцев, связалась с партизанами Должинского сельского совета. Она передавала им все различные сведения и выполняла порученные ей задания. За хорошее выполнение заданий она получила благодарность от товарища Жданова. Но работать ей пришлось недолго. 2-го февраля 1942 г. она была арестована. В доме был наведен обыск, весь белый материал был отобран. До утра она была оставлена в доме. Всю ночь она сидела с нами, она чувствовала, что больше <не вернется> не придется встретиться с семьей.
Она говорила: «Придут наши, меня не будет, сейчас многих расстреливают, скажите, что наша мать погибла за родину». И утром, стиснув зубы, мать, обливаясь слезами над колыбелью малютки, покинула семью. Этих минут, когда мать уходила из дома, не в состоянии забыть ни один член нашей семьи. Тоска, страдание, ненависть – все было в ее многострадальном лице. И она ушла под конвоем немецкого изверга. Больше она не вернулась. Мне было тогда 16 лет, я была старшей в доме и вся тяжесть забот о семье легла на меня. Я пошла в Волот разыскивать мать. Немецкий офицер мне ответил: «Мать ваша расстреляна, как партизанка, труп ее брать нельзя. Пусть смотрят все. Всех постигнет такая участь, кто будет помогать партизанам». Но труп обезображенный разрывными пулями, я привезла домой. Лежать дома телу не дали, изверги приказали вынести его на улицу. Семью выгнали из дома. Хозяйство разграбили. Мы поселились в баню, но и там нашей семье не было места. Из бани нас выгнали, поселили туда кур, считая дороже <чем> безвинных малолетних детей. Все сторонились нас, боясь попасть под подозрение. Меня тоже арестовали, но, не имея достаточных улик – выпустили. С этого момента у нашей семьи началась сиротская жизнь, полная обид и огорчений до освобождения нас из-под немецкого ига, нашей защитницей Красной Армией.
Занина Д.М.
ГАНИНО. Ф. 185. Оп. 3. Д. 80. Л. 66-66об. Подлинник. Рукопись.